Класс спортивных автомобилей начал формироваться в 20-х годах прошлого века. За период с 1922 по 1925 год мощность моторов удвоилась, а на двигателях с наддувом можно было развить скорость более 200 км/ч. Величайшими гоночными командами того времени были Alfa Romeo, FIAT, Sunbeam, Delage и Bugatti.
Тема автомобилей в кино практически неисчерпаема. Большинство тех машин, которые использовали при съемках нашумевших блокбастеров, немедленно получают массовую популярность, чем беззастенчиво пользуются производители и рекламодатели. И одним из классических примеров подобного симбиоза может служить автомобиль, на долгие годы запомнившийся кинозрителям по ленте “Назад в будущее”, — DeLorian DMC-12.
В 1985 г., когда снимался фильм “Назад в будущее”, на детище DeLorian Motor Company выбор пал не случайно. Автомобиль обладал экстерьером, совершенно не свойственным машинам того времени. Именно так, по представлениям потенциальных зрителей, должен был выглядеть транспорт будущего: приземистый корпус, так и навевающий мысли о бешеных скоростях, открывающиеся вверх двери, масса технологических новинок — все это сыграло решающую роль в окончательном выборе.
Историю DeLorian вообще можно выделить красной строкой в американской автопромышленности. Его создатель Джон Де Лориан вырос в семье детройтского рабочего, с детства впитав любовь к машинам. Но по стопам родителя он не пошел, а поступил в колледж, где получил степень по индустриальному производству и администрированию. Это дало ему возможность в 24 года получить работу в компании General Motors.
Джон не стал одним из многих неизвестных тружеников автомобильного “фронта”, он оставил свой след в истории автомобилестроения. Именно им был инициирован переход General Motors от производства тяжелых грузовиков к легковым автомобилям в 60-х гг., что привело к революционному росту продаж Pontiac. В 41 год Джон Де Лориан стал самым молодым руководителем подразделения за всю историю GM. Но душа творца не знала покоя, и, даже получая в GM 640 тыс. долл. в год, он покинул компанию со словами: “Я научу вас, как надо делать автомобили”. И в 1974 г., собрав с инвесторов около 175 млн. долл., он основал DeLorian Motor Company, название которой отличалось от наименования его прежнего места работы лишь одной буквой — DMC. Правда, столь оригинальный маркетинговый ход мало помог новорожденной фирме. Изначально фабрика базировалась в Детройте и Пуэрто-Рико, но, в конце концов, ее перевели в Северную Ирландию. Итогом семилетних разработок и тестов стал выпуск в 1981 г. первой и, как оказалось впоследствии, единственной модели суперавтомобиля — DMC-12.
Создатели использовали заднерасположенный шестицилиндровый инжекторный двигатель PRV (Peugeot-Renault-Volvo) объемом 2,8 л, разгонявший машину до 60 миль за 8 секунд. Алюминиевое шасси, выполненное по образу спортивных автомобилей Lotus, отлично защищало саму машину и пассажиров от повреждений при столкновениях.
Высота DMC-12 от земли до крыши составляла чуть более метра (44,9 дюйма), из-за чего пассажиры располагались в полулежачем положении. Поднимающиеся вверх двери, изогнутые как крылья чайки, “космический” дизайн салона и 15-дюймовые легкосплавные диски на фоне тогдашних автомобилей делали DMC-12 особо экзотичным. Даже стандартная комплектация для того времени была превосходна: 5-скоростная механическая или 3-скоростная автоматическая коробка передач, кондиционер, центральный замок, магнитола, телескопическая рулевая колонка, электропривод зеркал и стекол, электронный тахометр, галогеновые фары, тонировка и обогреватель заднего стекла.
Несмотря на громкие восторги, которыми встретили машину на рынке, спонсоры отказали в дальнейших инвестициях, и у компании начались серьезные финансовые трудности. А через год Джон Де Лориан столкнулся с проблемами иного плана. Пытаясь спасти компанию, он ввязался в 24-миллионную сделку по продаже кокаина, был арестован, а… через два года отпущен как жертва полицейской провокации и освобожден от всех обвинений. Но спасти фирму это уже не могло. О дальнейшей судьбе создателя автомобиля из киноленты “Назад в будущее” ничего не известно.
DeLorian DMC-12 выпускали всего три года — с 1981 по 1983. За это время с конвейера сошло около 8 500 машин, обладающих на сегодняшний день безусловной коллекционной ценностью. Немалую роль в этом сыграл и фильм “Назад в будущее”, по результатам сборов с проката вошедший в пятьдесят самых популярных картин за всю историю американского кино. Существует множество клубов любителей этих авто, производят большое количество сувенирной продукции. Для рождественского каталога American Express даже собрали два автомобиля с использованием золотых пластин. Планировали, правда, выпустить сто, но решили ограничиться двумя образцами. Позже в Америке собрали еще два подобных экземпляра, но коллекционеры ценят их не столь высоко, как оригиналы.
Казалось бы, на этом история знаменитого “киномобиля” закончена, а вместе с ней погибло и множество удачных решений, которые могли бы существенно изменить автомобилестроение. Но, судя по всему, любовь американцев к герою картины “Назад в будущее”, великолепно сыгранному Майклом Фоксом, и желание хотя бы посидеть в салоне прототипа знаменитого автомобиля оказались столь велики, что компания DMC возродилась сама собой. Правда, с другими людьми во главе, в другом географическом регионе и с несколько другой специализацией.
Вновь образованная фирма, разместившаяся на бескрайних просторах Техаса, стала детищем перебравшегося в США английского автомеханика Стива Вейна. С 1987 г. он успешно занимался ремонтом и восстановлением DMC-12, а в 1997 г. сумел приобрести права на DeLorian Motor Company вместе со складом запчастей, который с 1984 г. находился в Огайо. Фабрика Джона Де Лориана была рассчитана на выпуск 35 тыс. машин в год, поэтому запчастей сохранилось более чем достаточно. После этого сервис и обслуживание вышли на новый уровень, а компания стала заниматься также сборкой новых DMC-12. Тем более что не нужно было ломать голову над способами вывода продукции на рынок: клиенты сами использовали все доступные каналы связи, чтобы приобщиться к числу счастливых обладателей этого известного автомобиля.
Впоследствии фирма расширила свою деятельность до тюнинга DMC-12, устанавливая на машины современные узлы и детали. Ведь даже среди владельцев DeLorian обязательно найдется тот, кто пожелает особо выделиться.
Несмотря на известность и изначально ограниченный выпуск, приобрести подержанный DMC-12 сегодня не составляет особого труда. В США они стоят от 13 до 40 тыс. долл. в зависимости от года выпуска, комплектации и состояния. Новый автомобиль обойдется не меньше 35 тыс. долл. Странно, что у нас, где любителей фильма “Назад в будущее”, пожалуй, не меньше, чем в Америке, DeLorian как-то не очень прижились. Наверное, климат не тот. А ведь 40 тыс. долл. за новый спортивный автомобиль, да еще с такой историей — сущие пустяки по сравнению, скажем, с Mercedes-Benz SL300.